Урок на всю жизнь

Внеклассная рыбалка для воронежских школьников 

Двадцатые числа мая  неизменно ассоциируются с окончанием учебного года в школах и началом продолжительных летних каникул. Это пора  контрольных тестов и экзаменов, а также последних звонков для выпускников. А еще – применительно к Воронежской области – это время уроков внеклассной рыбалки – совместного благотворительного проекта Воронежской рыболовной ассоциации и компании «АллигАтор».

DSCN5548

В этом году было организовано два таких урока. Сначала 22 мая на зарыбленном пруду в Перлевке побывали воспитанники  «Школы фигурного катания». А 23 мая пришел черед учащихся гимназии имени Бунина. В первый день урок был организован для двух десятков второклассников. А во второй – через своеобразное посвящение в рыболовов прошли  сорок с лишним третьеклассников.

Но при всех этих небольших различия оба урока внеклассной рыбалки были объединены  общей идеей, схожими форматом, сценарием, а, по большому счету, и эмоциями, которые пережили школьники. А значит –  нам ни что не помешает объединить эти два дня в одном репортаже, чтобы, не заостряя внимание на частностях, рассказать о благотворительном проекте вцелом.

Итак, каждый урок внеклассной рыбалки проводится по единому расписанию, которое остается неизменным на протяжении всех восьми лет существования этого  благотворительного проекта. Начинается день с приезда школьного автобуса на водоем.  Двери открываются, и неведомая сила будто бы выталкивает детей на свободу. Следом спешно  выходят педагоги и члены родительского комитета, пытающиеся собрать школьников в кучу. Но все  тщетно. Дети уже глотнули свежего воздуха, ароматы цветущей поляны вскружили светлые головы, и вся эта многоголосая  толпа  целиком и полностью растворилась в мире природы.

DSCN5513

Вот один из мальчиков обнаружил кротовины и   пытается  палкой  «передать привет» несчастному животному. Другой «юный натуралист»  чуть было не поймал  ящерицу и теперь уже бежит похвастаться трофейным хвостиком. Отдельная группа отправилась на побережье пруда, чтобы поквитаться  с лягушками за их провокационное и вызывающее кваканье. Девочки тем временем  формируют букеты   полевых цветов, плетут венки из одуванчиков и пытаются отправить божию коровку «к деткам на небко».

Все это броуновское движение продолжается ровно полчаса, отведенные организаторами проекта на акклиматизацию и адаптацию к реальному миру природы, столь разительно отличающемуся от мира виртуального в смартфонах, планшетах и прочих гаджетах (которые по обязательному условию проведения урока внеклассной рыбалки были оставлены дома). И вот, наконец, произвольную программу сменяет обязательное построение с последующим делением на три команды, выборами капитанов и жеребьевкой секторов (как на взрослых соревнованиях по рыболовному спорту).

Эти сектора территориально разнесены по побережью водоема. За каждый из них отвечают инструкторы. Они же – педагоги по рыболовному мастерству. А все эти манипуляции с делением на команды, жеребьевкой  секторов и т.д. необходимы для того, чтобы упростить процесс обучения.

DSCN5517  DSCN5516

Но о легкой жизни педагогам-инструкторам все равно приходится  только мечтать. Первый час обучения  —  это всегда самый сложный и оновременно определяющий момент всего урока.

Каждый школьник  после прибытия команд в сектора получает в подарок поплавочную удочку. Далее это удочку нужно собрать, занять свое место на берегу, попытаться забросить снасть.

Следующий этап – замешивание прикормки. Каждый школьник самостоятельно лепит шар и забрасывает его в зону ловли.

Теперь самое интересное – наживка! Если мальчики достаточно быстро находят общий язык с опарышами, то девочки поначалу вообще наотрез отказываются брать в  руки личинок. Да и с червями, в качестве альтернативного варианта, ситуация ничуть не лучше.

Ну, вот, наконец, все приготовления завершены. Школьники распределены по своим местам, удочки – в полной боевой готовности, наживки извиваются на крючках в решимости соблазнить на поклевку даже самую сытую рыбу, на закормленных участках уже во всю резвится мелочевка. Словом, лови не хочу. Но не тут–то было!

Первые же забросы приводят к перехлестыванию снастей и единовременному запутыванию сразу нескольких удочек. Крючки цепляются за все, что угодно:  за камыш, прибрежные кустарники, шорты соседа, но только не за рыбу. Вот один из школьников поскользнулся и тут же оказался по пояс в воде. Срочно на просушку! Кто-то случайно задел и перевернул банку с опарышами. Личинки дружно поползли к самому берегу. И девочки так же дружно побросали удилища и пустились от этого берега прочь.

В такие минуты всегда кажется, что ничего хорошего их этой затеи не получится, что ситуация вот-вот выйдет из под контроля. И в этот момент кто-то из школьников совершенно случайно ловит  микроскопическую плотвичку или уклейку. Раздается победный клич. И тут же в секторах воцаряются тишина и спокойствие. Самостоятельная поимка рыбы  теперь кажется вполне реальной.  Полное отчаяние  сменяется  здоровым азартом. И все вдруг сразу начинает получаться: и заброс, и подсчека, и вываживание.

DSCN5477

Это самый ключевой и определяющий момент любого урока внеклассной рыбалки, когда обязаловка вдруг становится делом добровольным. И это дело увлекает и поглощает на столько, что ты забываешь обо всем на свете и концентрируешься на одной единственной цели – поймать свою первую рыбу.

Так, по сути, и рождаются рыболовы. И в этот переходный момент по сигналу ракеты начинаются самые настоящие соревнования продолжительностью в один час.

Здесь у школьников появляется несколько иная задача: не просто поймать, а обловить своих сверстников и одновременно побороться за призы, которыми организаторы пообещали наградить лучших рыболовов дня.

Да, подсчет результатов на соревнованиях в рамках уроков внеклассной рыбалки идет не в граммах, а в штуках. То есть, побеждает тот, кто поймал большее количество хвостов.

Так вот, 22 мая лучший результат составил одиннадцать  штук, а 23 мая – двенадцать.  В уловах в основном были  плотва,  красноперка и уклейка. Также клевали окуни, ерши и даже вполне добротные караси по 100-150 граммов. А одному из учащихся гимназии им. Бунина едва не попался самый настоящий карп. Но рыба все сделала настолько стремительно, что в считанные мгновения оборвала снасть, оставив школьника наедине с чувством досады и трясущимися от волнения руками.

Ну, вот и финиш соревнований, который многие из новоиспеченных рыболовов встречали без особого энтузиазма. И даже перспектива вкусного обеда с дегустацией настоящей походной каши с тушенкой оказывалась бессильной перед желанием постоять на берегу с удочкой, дабы  поймать хотя бы еще одну рыбку.

DSCN5534

Все! Дело можно считать, что сделано! И теперь родителям школьников предстоит смириться с тем, что рыбалка прочно вошла в их семейную жизнь.

А программа уроков внеклассной рыбалки, между тем, помимо обеда в полевых условиях включает еще и музыкальную конкурсную программу, а также церемонию награждения с обязательным чествованием лучших рыболовов дня. И только после этого школьники грузятся в автобус и отправляются в обратную дорогу, увозя с собой не только  подаренные удочки и пакетики с уловами, но и целый багаж эмоций и впечатлений от  этого дня, проведенного на природе.

Очередной сезон уроков внеклассной рыбалки подошел к концу.  И этот благотворительный проект теперь берет  паузу до следующего мая. И если за это время у вас появится желание присоединиться к проекту, если вы не знаете, куда вывести класс, чтобы достойно отметить окончание следующего учебного года, смело звоните в компанию «АллигАтор» и записывайтесь на уроки внеклассной рыбалки.